Страницы

пятница, 26 февраля 2016 г.

ТОЧКА ОПОРЫ МИГ- 29 лёгкий фронтовой истребитель (дополнено видео)

В 1969 году НИИ ВВС совместно с ОКБ Микояна, Сухого и Яковлева проанализировал опыт войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке и предложил начать разработку одновременно двух фронтовых истребителей: лёгкого ЛФИ и завоевания господства в воздухе ИЗГВ (ПФИ).

В 1971 году были сформулированы татктико-технические требования к новым истребителям. ОКБ им. А.И.Микояна совместно с ЦАГИ исследовало несколько вариантов компоновок истребителей ("тема 9"). Наиболее перспективной была признана интегральная компоновка. В 1972 году на основе проведённых исследований ТТТ были доработаны. В том же году был проведён конкурс проектов ЛФИ, в котором участвовали проекты МиГ-29 и Як-45. Победителем стал проект ОКБ Микояна. 

26 июня 1974 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР, официально поручавшее ОКБ Микояна разработку лёгкого фронтового истребителя четвёртого поколения.


Работу возглавил заместитель Генерального констуктора А.А.Чумаченко. Основными особенностями проекта, получившего обозначение "9-12", стали использование интегральной аэродинамической компоновки, при которой фюзеляж выполнен несущим и создаёт до 40% общей подъёмной силы, перспективной силовой установки из двух двухконтурных двигателей РД-33 ОКБ С.П.Изотова (в качестве альтернативной рассматривалась силовая установка из 2 двигателей Р-67-300 ОКБ С.П.Туманского), новой системы управления вооружением и новых типов ракет (К-27, Р-73). В 1975 году на опытном производстве ММЗ им. Микояна совместно с МАПО началось изготовление первого прототипа "9-12". В 1976 году утверждён натурный макет. Постройка прототипа завершилась в августе 1977 года, а 6 октября он впервые поднялся в воздух (лётчик-испытатель А.В.Федотов). После завершения широкомасштабной программы испытаний с участием 14 прототипов в 1982 году началось серийное производство на авиазаводах "Знамя Труда" в Москве и №21 в Горьком под обозначением МиГ-29.

 Принят на вооружение в 1983 году. В конце 1983 года самолёт начал поступать в строевые части ВВС (первым его получил 234 гв.иап в Кубинке). В 1982 году главным конструктором по МиГ-29 был назначен М.Р.Вальденберг, с 1993 года темой руководил В.В.Новиков, в 1999 году его сменил А.Б.Слободский.

МиГ-29 построен по интегральной аэродинамической схеме с плавным сопряжением низкорасположенного крыла и фюзеляжа. В контрукции планёра широко используются композиционные материалы. Крыло стреловидное (42° по передней кромке) с развитыми корневыми наплывами (73,5°). Механизация крыла состоит из трёхсекционных отклоняемых носков, элеронов и щелевых закрылков. Оперение двухкилевое с цельноповоротным стабилизатором. На первых 30 самолётах в хвостовой части устанавливались аэродинамические гребни. МиГ-29С имеет гребни перед форкилями, в которых размещены блоки выброса ложных целей. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ РД-33, установленных в хвостовой части. Между соплами двигателей расположены расщепляющиеся тормозные щитки и контейнер тормозного парашюта. Запас топлива размещён в 5 фюзеляжных и 2 крыльевых баках. Возможна подвеска 1 ПТБ на 1500 л под фюзеляжем и 2 ПТБ по 1150 л под крылом. Кабина палота закрыта каплевидным фонарём и оснащена катапультным креслом К-26ДМ. Впервые в мире применена комплексная система управления вооружением на основе импульсно-доплеровской РЛС Н019, квантовой оптико-локационной станции КОЛС и нашлемной системы целеуказания "Щель-3УМ". Работой всех этих систем управляют бортовые ЭВМ. Вооружение состоит из 30-мм пушки ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов, 2 ракет Р-27, 4 ракет ближнего боя Р-73 (или 6 Р-60М), 4 (на "9-13" - 6, на МиГ-29С - 8) свободнопадающих бомб колибром до 500 кг.

Рациональная аэродинамическая компоновка, высокая тяговооружённость, надёжная автоматизированная система управления обеспечивают МиГ-29 отличные манёвренные характеристики. Свои качества самолёт неоднократно демонстрировал в полётах на международных авиационных выставках в СССР (России), Великобритании, Канаде, ОАЭ, США, Франции, Чили и других странах. На самолётах МиГ-29 выступала пилотажная группа "Стрижи". По мнению многих специалистов МиГ-29 стал лучшим истребителем мира конца XX века.

К настоящему времени изготовлено более 1300 самолётов МиГ-29 различных модификаций. В процессе производства самолёт неоднократно дорабатывался. После распада СССР России досталось 400 МиГ-29 (часть на консервации), около 100 - Белоруссии (на 2003 год осталось 65), 22 - Казахстану, 34 - Молдавии (не сохранились), 22 - Туркмении, 36 - Узбекистану и 245 - Украине (в строю 190). В 1986 году начались поставки на экспорт в Болгарию (22 самолёта), Венгрию (28), ГДР (24), Индию (66), Ирак (41, осталось 15), Иран (14 + 21 иракский), КНДР (30), Кубу (12), Малайзию (18), Перу (4), Польшу (12 + 10 закуплено в Чехии), Румынию (14, в строю 12), Сирию (20), Судан (15), Финляндию, Чехословакию (20), Югославию (16). Это самый распространённый в мире истребитель 4 поколения. 20 МиГ-29 и 4 МиГ-29УБ достались бундесверу от Национальной народной армии ГДР. После распада Чехословакии по 10 самолётов досталось Чехии (в 1995 году переданы Польше в обмен на 11 вертолётов W-3) и Словакии (ещё 5 поставлено из России). В 1997 году Молдавия продала 21 самолёт США и 4 Йемену, а Белоруссия - 12 Перу. В боевых условиях впервые применён Ираком в 1991 году во время войны в Персидском заливе. Применялся в 1999 году во время агрессии НАТО против Югославии, причём обеими сторонами.

МиГ-29СМТ
Усовершенстовавнный МиГ-29 с увеличенным радиусом боевого применения и способностью применять оружие по наземным целям

Программа совершенствования МиГ-29, начатая в конце 80-х годов, привела к созданию самолета, отличающегося от базовой версии как повышением основных параметров истребителя (увеличенным радиусом боевого применения), так и принципиально новыми возможностями. Важнейшей из них считается способность эффективно работать как по воздушным, так и по наземным или надводным целям с применением высокоточных управляемых ракет класса "воздух-поверхность", что по сути объединят в одной машине истребитель завоевания господства в воздухе и ударный фронтовой бомбардировщик.

Основа комплекса управления вооружением МиГ-29СМТ - многофункциональная БРЛС "Жук-МЭ". Операции самолетовождения, прицеливания и применения оружия летчик выполняет, не снимая рук с ручек управления самолетом и двигателем.

На шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном узлах внешней подвески МиГ-29СМТ способен нести до 5000 килограммов внешней нагрузки, включая высокоманевренные управляемые ракеты "воздух-воздух" Р-73Э с инфракрасной головкой самонаведения, ракеты средней дальности РВВ-АЕ с активным радиолокационным самонаведением и ракеты Р-27Р1/ЭР1 средней дальности с полуактивным радиолокационным самонаведением.

При работе по наземным и надводным целям МиГ-29СМТ способен применять высокоточные виды оружия, в том числе ракеты с телевизионной головкой самонаведения Х-29Т(ТЕ), противокорабельные Х-31А, противорадиолокационные Х-31П и управляемые бомбы КАБ-500КР с телевизионной головкой самонаведения

Основные летно-технические характеристики МиГ-29СМТ:

Взлетная масса:
нормальная: 17000 кг
максимальная: 22000 кг
Максимальная скорость:
на высоте: 2400 км/ч
у земли: 1500 км/ч
Практический потолок: 17500 м
Дальность полета
без подвесных топливных баков: 2100 км
с тремя ПТБ и дозаправкой в воздухе: более 6000 км
Двигатель: RD-33 ser.3
Тяга на форсаже: 2x8300 кгс Максимальная боевая нагрузка: 4500 кг

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ
.